Для ребенка, да и для взрослого, сказка — это не просто захватывающая красивая история. Это ощущение близости волшебства: как будто стоит протянуть руку, и чудо войдет в твою жизнь. Неслучайно психологи и педагоги в работе с детьми часто обращаются к сказке, ведь она обладает невероятно мощным психотерапевтическим ресурсом. За последние годы в психотерапии даже выделилось самостоятельное отдельное направление, которое получило название сказкотерапия.

 

О СЕРЬЕЗНОМ — ПОНАРОШКУ

Сказкотерапия — это направление практической психологии, которое использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения.

О глубинном психотерапевтическом ресурсе мифов и народных эпосов писали еще отцы-основатели психологии, такие как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Однако сказкотерапия появилась как самостоятельный метод психотерапии именно в России. У его истоков стоят такие талантливые психологи, как Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, Игорь Вачков, Андрей Гнездилов. Направление это в психотерапии достаточно молодое и существует не более 15–20 лет.

Метод этот чрезвычайно мягкий и потому идеально подходит для детей, испытывающих страхи, трудности в общении, переживших ситуацию психотравмы. Сказкотерапия позволяет выявить проблему, ведь малыш, в отличие от взрослого, подчас не может объяснить, что именно причиняет ему страдание. Трудно представить себе, что пятилетний ребенок скажет: «Я переживаю из-за того, что родители разводятся. Я чувствую себя одиноким и ненужным. И поэтому в последнее время я часто болею, ведь в такие моменты папа и мама перестают ссориться и обращают на меня внимание». А теперь представьте себе другую ситуацию, когда психолог начинает рассказывать малышу сказку, а ребенок включается в процесс и развивает сюжет. Например, чтобы проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей, можно рассказать ему такую историю: «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?» Чаще всего дети говорят так: «Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что он испугался», «Полетит к папе, потому что он сильный», «Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его». Но если ребенок отвечает: «Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет от голода», «О нем все забудут, и кто-нибудь наступит» (в качестве примера приведена тест-сказка Луизы Дюсс «Птенец») — это признаки скрытой тревожности.

Однако сказка — это не только средство диагностики, но и инструмент терапии и коррекции проблем ребенка. Ведь главное преимущество сказки заключается в том, что герой всегда находит выход из сложной ситуации. Ребенок, присоединяясь к персонажу, может по-другому взглянуть на проблему, обнаружить необходимые для ее преодоления ресурсы, примерить на себя новые стратегии поведения.

Например, выявив у ребенка серьезные эмоциональные проблемы, связанные с разводом родителей, психолог может использовать сказку, чтобы помочь стабилизировать его эмоциональное состояние. Внутренне присоединившись к герою сказки, ребенок может вместе с ним погрустить о том, что мама и папа больше не живут вместе, прожить ощущение этой грусти спокойно, как бы со стороны, а еще понять, что его вины в этом нет и родители его по-прежнему любят. Благодаря сказке все это происходит ненавязчиво, мягко, без лишних нравоучений и неприятных расспросов. А если в этот процесс готовы включиться и сами родители, то эффективность терапии возрастает в разы.

СКАЗКА СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ

Заметив у своего ребенка эмоциональную проблему (например, он раздражителен, капризен или агрессивен), конечно, лучше всего обратиться за помощью к детскому психологу, владеющему методом сказкотерапии. Но некоторые приемы родители могут освоить и сами. Можно придумать сказку, где герои и то, что будет с ними происходить, помогут малышу решить его проблему.

  • Сформулируйте проблему. Подумайте и обозначьте, что именно в поведении ребенка, на ваш взгляд, является проблемой для него и окружающих его людей. Например, Петя бывает агрессивным и кусает других детей в детском саду. Из-за этого Петю ругают взрослые, а дети не хотят с ним играть.
  • Желаемый результат. Попробуйте спрогнозировать, какой выход из этой ситуации был бы наиболее благоприятным. Например, вы хотите, чтобы Петя научился ладить с другими детьми, а именно: сам просился в игру, соблюдал очередность в играх вместо того, чтобы проявлять агрессию.
  • Главный герой. Придумайте сказочного героя, который будет похож на вашего ребенка. Это может быть мальчик или девочка, или, например, маленький зверек — тигренок, котенок. Например, можно начать так: «Жил-был маленький озорной щенок Тяв, который очень любил играть с другими зверятами, но когда ему что-то не нравилось в игре — он кусал кого-то из зверят. Из-за чего они сильно на него обижались и не хотели с ним играть». Сочиняя сказку, помните о том, что поведение ребенка нельзя приравнивать к его личности. Поэтому сказки в духе «Жил-был очень плохой щенок, который всех кусал и обижал» недопустимы, их эффект может оказаться зловредным, а не полезным.
  • Развиваем сюжет. Опишите жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей собственной жизнью. Если речь идет о неконструктивном поведении ребенка, то он должен увидеть со стороны негативные последствия своего поведения. Например: «И вот однажды, когда Тяв опять укусил Лисенка и Котенка, зверята решили, что больше играть с ним не будут. Щенку стало грустно и одиноко, он даже заплакал». Помните, что в вашей сказке обязательно должно появиться множество возможностей и способов для преодоления возникших препятствий. Ваша задача на этом этапе — помочь ребенку увидеть как можно больше разных способов разрешения проблемы. Например: «Мама решила помочь щенку и подсказала ему, как можно помириться с друзьями. Тяв подошел к друзьям, обнял их и пообещал, что больше так не будет. Больше щенок не брал у зверят без спросу игрушки. А еще он понял, что в играх есть особый порядок, и иногда, чтобы поиграть самому, нужно немного подождать своей очереди».
  • Сделайте ребенка соавтором. Внимательно следите за реакцией ребенка. Если ему скучно и неинтересно, то, возможно, вы выбрали не самую актуальную для него проблему. Предложите ребенку поучаствовать в сочинительстве, задавая вопросы: «Как ты думаешь, что он на это ответил?», «А как можно помочь нашему щенку?», «А что еще можно сделать?» и т.д. В зависимости от ответов ребенка вы можете перестроить сюжет, например, добавив в него что-то новое.

Впрочем, использовать «домашнюю» сказкотерапию все-таки стоит для разрешения проблем не очень сложных и скорее житейских. Например, когда ребенок сам не хочет одеваться или капризничает, не желая вечером ложиться спать. В случае более серьезных проблем, связанных с психотравмирующим опытом, глубинными страхами, утратой, стоит обратиться к квалифицированному психологу. Ведь если у ребенка заболит зуб, то вы обратитесь к врачу-стоматологу, а не будете заниматься самолечением. По этой же причине не стоит экспериментировать и в вопросах его психологического благополучия.

ПРОГОНИМ СТРАХИ ПРОЧЬ

Для того чтобы вам стало более понятно, каким образом сказка может помочь ребенку справиться с проблемами, приведу пример из собственной практики. Елена привела ко мне 5-летнюю Алису после двух неудачных попыток лечения у стоматолога. Девочка боялась даже входить в кабинет, а когда после долгих уговоров все же садилась в кресло, то отказывалась открывать рот. Кончалось все слезами навзрыд. Тогда Елена решила обратиться к детскому психологу.

Алисе понравилось играть в моем кабинете с медвежонком, зайцем и лисенком. Когда девочка освоилась и расслабилась, игра приняла неожиданный оборот — у медвежонка разболелся зуб и он стал очень грустным. Алисе было жаль Мишутку, и тогда я предложила позвать на помощь зубную фею. Алисе идея понравилась — ей было любопытно, кто это такая и в чем ее волшебная сила. Я придумала историю о доброй волшебнице, которая помогает зверушкам и маленьким детям лечить зубки. Кукла в костюме доктора отлично подошла на эту роль. Мишутка был счастлив, а мама медвежонка очень гордилась тем, какой он смелый. На этом мы расстались, договорившись с Еленой, что дома они с дочкой продолжат играть в эту игру. В следующий раз я предложила Алисе надеть белый халат, вооружиться «шипелками» и «жужжалками» и самой побыть настоящей зубной феей. Алисе так понравилась игра, что она вылечила все игрушки, маму и меня. После мы поменялись ролями, и зубной феей была уже я, а Алиса примерила роль пациента. Мы решили, что Елена, поиграв так еще несколько дней дома, сможет отправиться с Алисой к врачу. А еще мы придумали одну хитрость — после того как Алиса вылечит зубки, она получит от феи подарок. Через несколько дней Елена позвонила мне и рассказала, что визит к врачу прошел очень спокойно, а когда по возвращении домой Алиса нашла игрушечный набор доктора, ее радости не было предела.

Сказка и игра близки ребенку, это неотъемлемая часть детской реальности. С их помощью дети усваивают важные жизненные уроки гораздо лучше, нежели посредством наших нравоучений и «умных» объяснений. Сказочная игра помогает взглянуть на себя со стороны, побороть свои страхи и комплексы.

ПОЧИТАЙ МНЕ!

К сожалению, в наше время далеко не в каждой семье сохранилась традиция читать детям сказки перед сном. А ведь сказочная реальность очень близка ребенку. Неслучайно дети много раз подряд просят читать им одну и ту же сказку. Не отказывайте малышу в этой просьбе. Видимо, сюжет этой сказки по каким-то причинам очень близок ребенку и с каждым прочтением он делает для себя полезные выводы. Когда сказка потеряет свою актуальность, ребенок непременно даст вам это понять.

Современные дети чаще растут на зарубежных мультфильмах, а не на сказках. А ведь во многих мультфильмах детям демонстрируются агрессивные и безнравственные стратегии поведения, которые усваиваются ими на бессознательном уровне как приемлемые образцы поведения.Читайте детям сказки, фантазируйте вместе с ними, помогая тем самым познавать этот мир, ориентироваться в нем и учиться преодолевать трудности.



Оценка статьи:

Назад к списку